Жизни на дорогах спасет принцип трех Е: Engineering, Education, Enforcement

 
194
03 февраля 2012 в 8:50
Автор: Юрий Важник. Фото: архив auto.onliner.by; БАЭС
Автор: Юрий Важник. Фото: архив auto.onliner.by; БАЭС

В мире придумали всего три принципиальных способа повысить безопасность дорожного движения — три Е: Engineering, Education, Enforcement. Говоря по-русски, инженерное обеспечение дороги и автомобиля, образование и контроль. При этом порядок именно такой: создать удобные и безопасные условия, научить ими пользоваться, а если не соблюдают — наказать. А если наказание не действует, значит условия неудобные и небезопасные. И начинай сначала. Эта статья — продолжение спора между проектировщиками и специалистами по дорожной безопасности.

Создать удобные и безопасные условия можно строя или ремонтируя дорогу. В наших законах написано, что капитальный ремонт — это восстановление потерянных потребительских свойств. Проведем аналогию. Допустим, уважаемые автовладельцы, вы отдали свою машину в капитальный ремонт, и ее за большие деньги полностью отремонтировали (восстановили потребительские свойства): двигатель работает хорошо, масло не течет, но тормозов как не было — так и нет. А на ваши претензии ремонтник говорит: ты контролируй ситуацию получше, научись останавливаться без тормозов или вместо себя опытного водителя посади за руль.

Так вот с нашими улицами за наши деньги точно так же. Дорожник и проектировщик говорит: я только покрытие поменяю, а в остальном вы, ребята, сами виноваты, не умеете ездить, надо на вас гаишников побольше и пожестче.

Мы обратили внимание на проблему: не все в порядке с ремонтом и реконструкцией, надо разобраться, может что-нибудь исправим, ведь людей гибнет в 3—5 раз больше, чем в нормальных городах. Комментарии после публикации на Onliner, конечно, удивили. Народ пишет: нет, не надо качественного ремонта, вы лучше водителей, то есть меня, и пешеходов (родных, близких) гнобите. Почти 85% комментаторов — против улучшения качества ремонта дорог и за то, чтобы их самих побольше контролировали и жестче наказывали. А Onliner читают те, кто принимает решения, как раз чтобы мнение людей узнать.

Но прошу вас, не надо смеяться над горем! Дорожное движение в Минске пока еще очень опасно. Жертв столько же, сколько у американцев на войне в Ираке. Рабочая группа специалистов из разных сфер дорожного движения оценила, что в Минске на 60% случаев со смертельным исходом можно было повлиять инженерными мерами, и, поверьте, искусственная неровность — это только один вариант из десятков возможных. Дорога должна быть быстрой и безопасной, а не быстрой или безопасной, как нас приучили.

Хотя в оправдание искусственной неровности приведу пример из системы анализа аварийности за 2011 год (картографическая подоснова отключена, чтобы не мешала).

Зеленая точка — искусственная неровность. Желтая — ДТП с пострадавшими. Красная — ДТП с погибшими

Там, где есть зеленая точка, практически нет желтых и красных!

Для сравнения: на улице Корженевского в Минске в ДТП за календарный год погибло столько же людей, сколько за этот же период в Осло, городе с 600-тысячным населением.

Для анализа — фрагмент отчета о реконструкции улиц в Осло:

А это для общего развития: фрагмент из научной статьи Speed and road accidents. An evaluation of the Power Model (Rune Elvik, Peter Christensen, Astrid Amundsen).